Вы находитесь здесь: Главная > Здоровье ребёнка, от 3 до 7 > Определение школьной готовности
Post Icon

Определение школьной готовности

Готовность к школьному обучению – это вовсе не про умение читать и писать задолго до поступления в неё, не про рост выше среднего, и даже не про основательную подготовку педагогом. Готовность ребёнка к школе определяется уровнем физического развития, психологической зрелости, формированием познавательных процессов, речевым развитием, учебной мотивацией, способностью к саморегуляции.

Практика показывает, что чаще всего, вопросом определения школьной готовности интересуются родители дошколят, находящиеся в замешательстве, во сколько лучше отдать ребёнка в школу – в шесть с половиной или в семь с половиной лет.

Стоит ли отдавать ребёнка в школу с 6 лет?

Конечно, всё индивидуально. Но всё же, в 90% случаев, в школу лучше поступать не ранее 7 лет. Именно в этом возрасте у ребёнка случается кризис 7 лет – переход от игровой деятельности к учебной, в тоже время в 6 лет –ведущей остаётся игровая деятельность. В 6 лет, обычно, ни нервная, ни костно-мышечная система не готовы к школьным нагрузкам, эмоционально-волевая сфера не зрелая, произвольность внимания снижена. При учебной нагрузке у шестилеток может проявляться двигательное беспокойство, желание подвигаться, поелозить на стуле во время урока, инфантильность эмоций.

В учебном процессе большая нагрузка идёт и на неокрепшую кисть шестилетнего ребёнка, возможен физиологически обусловленный писчий спазм. Кроме того, может закрепиться неправильный навык письма. Корковый отдел зрительного анализатора формируется лишь к 7 годам, а это значит, что ребёнку в 6 лет трудно концентрироваться на определённом месте страницы или доски.

На пирамиде обучения Вильямса и Шелленбергера видно, какая фундаментальная база должна быть сформирована перед овладением академическими навыквами, т.е. письмом, чтением, математическими представлениями.

  1. ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Тест «Пропорции тела» (филиппинский тест)

Своей необычностью отличается так называемый филиппинский тест. В 1939 г. Т.Брандер встретил в газете сообщение, что на Филлипинах, где в то время не выдавались метрические свидетельства, применялся особый способ для определения, достиг ли ребёнок школьного возраста. Заинтересовавшись этим, исследователь применил данный тест к школьникам Хельсинки и установил его совпадение с обычными показателями школьной зрелости, после чего этот метод был введен в программу предшкольного осмотра 6-летних детей.

Суть метода в следующем. Если ребёнок не достаёт рукой, проведённой над головой, до верхнего края ушной раковины противоположной стороны тела, значит, он не прошёл полуростовой скачок. Это свидетельствует о незрелости мозговых структур, управляющих процессами роста и регуляцией физиологических функций. Как следствие – высокий риск развития соматических и психосоматических заболеваний под воздействием учебных перегрузок. При отрицательном тесте желательно отложить поступление в школу на год.

Тест «Смена молочных зубов»

Если у ребёнка ни один из молочных зубов не выпал и не качается, то есть смена молочных зубов на постоянные не началась – это свидетельствует о незрелости мозговых структур, управляющих процессами роста и регуляцией физиологических функций.

В 1 классе ребёнку будет трудно, так как школьные учебные нагрузки могут оказать отрицательное воздействие на состояние здоровья и адаптивные возможности организма. К 7 годам должно быть 6–8 постоянных зубов, должны поменяться резцы и обычно два коренных. Это знак того, что кости ребенка достаточно сформированы, чтобы он мог без вреда для осанки сидеть по 40 минут в течение урока.

Тест «Поза Ромберга»: надо встать на одну ногу, другую согнуть, ступню прижать к колену, руки вытянуть вперед и закрыть глаза. К 7 годам ребенок может так простоять 8–10 секунд, если меньше — это признак физиологической незрелости скелета, неготовности к школе.

Осанка. Перед школьным обучением умеренная физическая активность обязательна, поскольку при многочасовом  сидении за партой возрастает нагрузка на позвоночник ребёнка, не говоря уже о носке тяжёлых ранцев. При слабости мышц кора, непременно будет страдать осанка ребёнка, как следствие первоклассник будет сутулиться, придерживать голову рукой во время урока, опускать голову ниже положенного уровня, тем самым усугубляя зрение.  При неправильном положении тела во время письма, страдает сам процесс правописания, таким образом, может закрепиться неправильный навык захвата ручки и положения руки. Искривление осанки грозит зажимом воротниковой зоны, поступлением кислорода в мозг, что, в целом, влияет на когнитивные (мыслительные) функции.

Именно поэтому важно начинать укреплять спинные мышцы, а также тело в целом, задолго до поступления в школу. В этих целях целесообразно посещать такие секции как плавание, верховая езда, танцы и гимнастика, велоспорт.

Слух, зрение. Перед поступлением в школу, важно убедиться, что сенсорные системы ребёнка в порядке, поэтому посетите таких врачей, как отоларинголог и окулист.

Если ребёнок играет в развивающие игры с использованием гаджетов, то помните, чем больше экран, тем лучше (компьютер, телевизор). Телефонный экран сужает восприятие мира, ребёнку приходиться больше напрягать глазные мышцы. Время игры не должно превышать 15 минут в день. А ещё лучше вовсе исключить такие игры, заменив на настольные. Ребёнок, идущий в школу, должен понимать, что телефон – это не предмет для игр, а средство связи с близкими.

Вестибулярная функция отвечает за:

– равновесие;

– зрительное восприяте пространства;

– бинокулярную координацию (использование зрительной информации обоих глаз);

– переработку тактильной информации;

– осознание движения;

– концентрацию внимания;

– развитие речи.

Проверьте:

– умеет ли ребёнок прыгать на одной ноге/двух ногах, одномоментно отталкиваясь?

– умеет ли ходить по бордюру (прочерченной линии, верёвочке) приставляя носок к пятке?

– любит ли кататься на качелях, каруселях, съезжать с горки?

– умеет ли подтягиваться не менее 15 раз?

– правильно ли удерживает ложку?

– умеет ли застёгивать пуговицы, шнуровать, завязывать бантики?

– умеет ли ребёнок ловить мяч?

Для развития вестибулярного аппарата полезно:

1. Стоять каждый день на одной ноге с закрытыми глазами.

2. Посещать парки аттракционов (карусели, горки);

3. Заниматься конным спортом, теннисом, стрельбой в мишень, скалолазанием, фигурным катанием, хоккеем.

Кинестетика и тактильное восприятие важны для развития речи и подготовки руки к письму:

  1. Выполнение артикуляционной гимнастики;
  2. Логоритмика;
  3. Развитие силы рук (ручные эспандеры, лепка глиной или жёстким пластилином, вис на турнике, одновременное сжимание двумя руками листов бумаге, а затем и разжимание);
  4.  Развитие мелкой моторики (нанизывание бусин, перебирание круп, пальчиковая гимнастика);
  5. Развитие моторного планирования (танцы, логоритмика, верёвочные фокусы, пальчиковый теневой театр, вырезание фигурных элементов, нейрогимнастика, вязание, макраме).
  6. Развитие графомоторных навыков (обведение по контуру, штриховка, раскрашивание) с правильным захватом карандаша!

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Для успешного овладения школьной программой необходим достаточный уровень развития когнитивных функций (памяти, внимания, мышления, восприятия), речи, общей осведомлённости об окружающем мире.

Общая осведомлённость

Проверьте:

  1. Знает ли ребёнок  фамилию, имя, отчество?
  2. Называет ли свой адрес?
  3. Называет полные имена родителей, их профессии?
  4. Знает город, страну проживания?
  5. Времена года, дни недели, части суток? Ориентируется ли в их последовательности (какой день будет послезавтра, если сегодня вторник?; какой месяц перед декабрём?);
  6. Знает ли насекомых (птиц, рыб)? Может ли классифицировать (птицы: какие перелётные, какие зимующие? Рыбы: какие аквариумные, какие пресноводные? и пр.); Знает ли транспорт, цветы, профессии, грибы, деревья, виды спорта и пр.?
  7. Называет цвета и геометрические фигуры (овал, трапеция, круг, прямоугольник, квадрат)?
  8. Называет ли детёнышей животных? Может ли назвать места обитания зверей? Знает ли, кто как голос подаёт?

Память

Проверьте:

  1. Как быстро запоминает и как долго помнит стихи в 4-5 четверостиший?
  2. Может ли по памяти подробно пересказать прочитанную день (неделю, месяц) назад сказку?
  3. Может ли на слух запомнить слова (методика «10 слов»)? Для шестилетнего ребёнка норма 6 слов, семилетнего – 7-8.
  4. Может ли запомнить 6-8 картинок и назвать их по памяти?

Мышление и речь

Проверьте:

  1. Исключает ли на слух «лишнее» слово? Например: яблоко, огурец, помидор, капуста. Лишнее слово «яблоко», т.к., всё остальное  -овощи.
  2. Умеет ли классифицировать, обобщать? Например: воробей, синица, журавль, аист, сорока – это птицы. Бабочка, муравей, жук, стрекоза – это насекомые.
  3. Умеет ли находить сходства и различия у двух предметов? Например, книга и тетрадь, самолёт и птица и пр.
  4. Умеет ли находить аналогии?

Например, кошка – котёнок, собака – ?;

Собака – будка, рыба – ? ,

шуба – зима, шорты – ?,

  • Умеет ли определять часть и целое? Крыша – часть дома, стрелка – ?, колесо – ?, стержень – ? и пр.
  • Понимает ли шутки, нелепицы?
  • Устанавливает ли причинно-следственные связи? Например, я взял зонт, потому что…, Таня пьёт лекарство, потому что….. и т.п.
  • Умеет ли конструировать самостоятельно и по образцу (танграм, счетные палочки, шнурки)?
  • Умеет ли ориентироваться в понятиях «право-лево», «справа (слева) от», понимает ли предложно-падежные конструкции?
  1. Умеет ли ориентироваться на листе бумаге: показать правый верхний угол, левый нижний?
  2.  Использует ли в речи развёрнутые предложения? Умеет ли играть в игру «Да, нет, чёрное, белое не говорить»?
  3. Все ли звуки произносит верно?
  4. Удерживает ли слоговую структуру слов во фразах (миллиционер Валерий, сбежавшая простакваша, парикмахер Александр и пр.)
  5. Выделяет ли первый, последний, второй звук в слове.
  6. Понимает ли лексико-грамматические конструкции (Собаку укусила оса. Кто кусается?; Дима навестил Олега в больнице. Кто болеет?)?

Внимание

Проверьте:

  1. Может ли заниматься за столом, не отвлекаясь на посторонние дела, 30-40 минут?
  2. Находит ли отличия на похожих картинках?
  3. Не сопровождает ли учебную деятельность сопутствующими движениями (качает ногой, ерзает на стуле и т.п.)?
  4. Воспринимает ли несколькоступенчатую  инструкцию (Пойди на кухню, возьми стакан, набери туда воды и  поставь на стол)?
  5. Умеет ли концентрироваться на заданной картинке в книге или долго её ищет, блуждая взглядом?

Восприятие

Проверьте:

  1. Выделяет ли наложенные картинки, контурные, перечёркнутые или недорисованные изображения?
  2. Собирает ли разрезную картинку (не пазлы!) из 6-7 элементов?
  3. Легко ли проходит лабиринты?
  4. Справляется ли с заданиями по типу «соедини по точкам»?
  5. Различает ли сходные звуки на слух в словах (дочка-точка, зуб-суп)?
  6. Может ли отстукать заданный ритм?

Математические представления

Проверьте:

  1. Считает ли без опоры на наглядность (пальцы, линейка, счетные палочки) в пределах 7?
  2. Понимает и решает ли задачки типа «Сколько ушей у трёх мышей?», «Бабушка связала 4 варежки для внуков. Сколько у неё внуков?»
  3. Сформированы ли понятия «поровну», «больше на…», «меньше на…»?
  4. Может посчитать от 1 до 10 и от 10 до 1;
  5. Может назвать соседей числа.
  6. Может посчитать в заданном промежутке (от 4 до 7).

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

У семилетнего ребёнка, как правило, возникает кризис 7 лет, обусловленный переходом от игровой деятельности к учебной. При поступлении в школу, у ребёнка должна быть сформирована чёткая мотивация к получению знаний (а не из-за того, что будет новая красивая форма, ранец, и он будет выглядеть старше).

Также психологическая готовность предполагает умение адекватно реагировать на замечания (не плакать, а стараться сделать лучше), соблюдать границы с учителем (обращаться на Вы и по имени отчеству, относится с уважением к педагогу), уметь объективно оценивать свои поступки и поступки других, уметь взаимодействовать с одноклассниками.

Проверьте, нет ли:

– отказа от выполнения заданий;

– эмоциональной нестабильности (впадает в слёзы, убегает и пр.);

– повышенной тревожности;

– несформированности чувства дистанции;

– демонстративности поведения;

– неусидчивости.

Предвестники школьной неуспеваемости:

  1. Не любит рисовать;
  2. Не может запомнить дни недели, месяцы года;
  3. Не слушает долго сказки;
  4. Имеет речевые нарушения;
  5. Не повторяет ритм;
  6. Путает лево-право;
  7. Не может научиться кататься на велосипеде;
  8. Не может выполнить просьбу, состоящую из нескольких частей;
  9. В шумных местах плохо реагирует на обращенную речь;
  10. Плохо запоминает стихи;
  11. Не умеет завязывать шнурки.

Теги: ,

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.