В продолжение темы школьной готовности рассмотрим варианты подготовки руки к письму и правильного захвата карандаша.
Процесс письменной речи – процесс многофункциональный. В нём задействованы тандемно несколько действий. Так, при написании слова, ребёнок должен соотнести звуковой образ слова с буквенными составляющими (графемами), вспомнить графический образ буквы, соотнести последовательность звуков и букв в слове, записать слово побуквенно, вспомнив последовательность элементов написания каждой графемы.
Развитая мелкая моторика – это всего лишь маленький островок в океане становления письменной речи. Тем не менее, именно этот островок является отрывной точкой в большом путешествии под флагом правильного и красивого письма.
Конкретно мелкую моторику целесообразно развивать до 3-4 лет. Варианты развития мелкой моторики у самых маленьких размещены здесь . Так же полезны лепка, рисование, штриховка, пальчиковая гимнастика. После 4 лет полезны упражнения на развитие силы рук, моторное планирование (удержание в памяти серии мелкомотроных движений), нейрогимнастика.
Следует помнить, что у детей 5-6 лет ещё недостаточно сформированы мелкие мышцы пальцев и не закончено окостенение фаланг пальцев, которые при письме испытывают значительную нагрузку.
Упражнения для развития силы рук особенно актуальны при слабом захвате карандаша, особенно, если ребёнок рисует едва уловимые линии на листе бумаги, имеет трудности с раскрашиванием карандашами, и рисованием фигур, предпочитает сюжету хаотичные размашистые линии.
Способы развития силы рук:
- Эспандеры для рук
– кистевой
– кольцо
– яйцо, шар
2. Жвачка для рук
3. Одновременное сжимание листов бумаги правой и, отдельно, левой руками. Затем следует бумаги попробовать развернуть каждой кистью.
3. Лепка из глины, густого пластилина, требующего предварительного разминания.
4. Вис на турнике.
Развитие моторного планирования:
- Верёвочные и другие фокусы, требующие соблюдения серии движения кисти и пальцев; ( скачать книгу )
- Кистевой театр теней;
- Макраме;
- Вязание;
- Бисероплетение;
- Плетение из резиночек.
М.Безруких в книге «Ваш особенный ребёнок идёт в школу» ( Лабиринт , Май-шоп , Бук 24) приводит следующие правила посадки ребёнка за письменным столом:
1. Сидеть прямо, опираясь спиной на спинку стула;
2. Не опираться грудью о стол;
3. ноги согнуты под прямым углом, стопы на полу или подставке (если стул высокий);
4. Плечи и голову держать ровно;
5. Обе руки лежат на столе, локти выступают на его край;
6. В случае с праворуким ребёнком свет при письме должен падать слева.
Следить за правильностью захвата карандаша целесообразно с четырёхлетнего возраста. Почему это важно? Во-первых, к школьному возрасту может сформироваться неправильный навык, а переучивать, как правило, намного сложнее. Во-вторых, при неправильном захвате нефизиологично распределяется нагрузка, кисть устаёт быстрее, появляется писчий спазм, напрягается предплечье, плечо, а иногда и грудной, шейный отделы позвоночника.
Как правильно держать ручку или карандаш?
Карандаш лежит на первой фаланге левой стороны среднего пальца. Указательный палец придерживает ручку сверху, а большой – слева сбоку. Все три пальца чуть согнуты, не сжимают ручку очень сильно. Ручка при письме опирается на верхний сустав загнутого внутрь мезинца.
Специализированные приспособления для правильного захвата ручки.
Идеален вариант – когда малыш по показу или интуитивно держит карандаш правильно. Либо, если вы его переучиваете, после нескольких перекладываний ребёнок сам понимает, какой захват от него требуется.
Если всё же не получается сформировать захват самостоятельно, то можно воспользоваться резиновыми или силиконовыми тренажёрами для коррекции письма .
Вариантов подобных тренажёров много, стоит лишь подобрать удобный для конкретно вашего ребёнка.
Но! Как только правильный захват автоматизируется – насадка снимается в обязательном порядке! Любая насадка увеличивает мышечное напряжение, использование тренажёров – кратковременая мера.
Еще один вариант формирования правильного захвата – зажатие ватного шарика или салфетки мезинцем и безымянным пальцами. При этом ребёнок ручку берёт оставшимися свободными тремя пальцами.
Кроме того, начинать учить держать карандаш правильно лучше всего при наличии трёхгранных карандашей .
Только при соблюдении выше приведённых условий можно переходить к развитию графомоторных навыков по принципу – от простого к сложному.
Развитие графомоторных навыков
Родителям следует помнить, что при выполнении графических заданий ребёнком, важны не быстрота и количество сделанного, а качество и понимание инструкции взрослого.
Ребёнку сложно долго сидеть в контролируемой позе, кроме того, у детей дошкольного возраста недостаточно сформированы мелкие мышцы пальцев и не закончено окостенение фаланг, которые при письме испытывают значительную нагрузку. Поэтому не следует перегружать ребёнка графомоторными заданиями, достаточно 3-5 минут в день.
Этапы формирования графомоторных навыков:
- Аккуратное раскрашивание. Развитое чувство границ контура.
- Рисование прямых линий. Развитие зрительно-моторной координации.
- Рисование параллельных линий (прямых и наклонных)
- Рисование изогнутых линий, полуовалов
- Обведение по контурным точкам изображений
- Рисование кругов и овалов
- Рисование зигзагов и волнистых линий
- Рисование узоров по образцу или в заданной последовательности
- Написание печатных букв по образцу
А теперь рассмотрим пособия, полезные для овладения графомоторных навыков.
Как писалось выше, лучше всего начинать с обучения проведению линий.
- Я могу рисовать линии ( Май-шоп , Лабиринт )
2. Кумон. Простые линии ( Май-шоп , Лабиринт , Бук 24 )
3. Серия “10 шагов к красивому и правильному письму”. М.М.Безруких ( Май-шоп , Бук 24)
4. Учимся писать правильно! Е.Янушко ( Май-шоп , Бук 24 , Лабиринт )
5. Интенсивный курс обучения письму В.Г.Дмитриева ( Май-шоп , Лабиринт , Бук 24 )
Возможно, Вам будет интересно:
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.