Вы находитесь здесь: Главная > Мелкая моторика, От года до трёх > Как научить ребёнка собирать мозаику
Post Icon

Как научить ребёнка собирать мозаику

Тема нынешнего поста посвящена мозаике, как средства логического, сенсорного и мелкомоторного развития.

Если во времена нашего с Вами детства при словосочетании «детская мозаика» на ум приходила лишь та самая, классическая – с шестигранными деталями на тонких ножках, то в нынешний век, вариативность мозаик для детей зашкаливет, что, несомненно, расширяет диапазон развития ребёнка.

В чём польза мозаики как развивающей игрушки?

Мозаика позволяет формировать у малыша щипковый захват, как основу развития кистевого праксиса. Кроме того, подобное формирование мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на центр речи. Это происходит потому, что зоны мозга, отвечающие за речь и движение, находятся в непосредственной близости, тем самым, взаимодействуя друг на друга.

Благодаря мозаике малыш учится координировать свои действия: для маленького ребёнка поставить деталь на место – задача не из лёгких, для выработки должного действия потребуется терпение. А это, несомненно, влияет на усидчивость и концентрацию внимания во время выполнения того или иного задания.

Мозаика развивает логику и наблюдательность. С мозаикой можно придумать множество игр от обычной сортировки по цветам до выкладывания узора.

Классическая мозаика. Как выбрать и когда предлагать ребёнку?

Лучше начинать знакомство с мозаикой тогда, когда малыш перестаёт окружающие его предметы тянуть себе в ротик. Обычно это происходит в возрасте около 1,5 лет (обычно, но не обязательно – у каждого ребёнка свои сроки развития). При выборе мозаики обратите внимание на размер и форму деталей: в идеале это должны быть шестигранные «гвоздики» на тонкой ножке с диаметром шляпки не менее 13 мм, и не более 30 мм. Для удобства лучше приобретать мозаику в комплекте с лотком для хранения, где крышкой служит поле мозаики.

Примеры:

Май-шоп (1 вариант), май-шоп (2 вариант)

Как научить ребёнка собирать мозаику?

Самое главное условие занятий – хорошее настроение ребёнка и мамы. Именно эмоциональный фон даёт мощный толчок  развитию.

Основным принципом развития является «от простого к сложному». 

Перед тем как демонстрировать малышу новую игру, подготовьтесь – соберите все фишки в пакет, оставив всего лишь одну штуку, и уберите его так, чтобы ребёнок не видел. Иначе у ребёнка может возникнуть соблазн запустить руки во все фишки сразу, сжать их в кулачки, и, возможно разбросать по комнате. Выбранная деталь должна хорошо, без усилий, входить в поле. Поэтому проверьте её заранее. Возьмите ребёнка на руки и сядьте за стол. Расположите основную пластину и деталь мозаики на расстоянии вашей вытянутой руки, чтобы малыш смог понаблюдать за вашими действиями, но не перехватывать их. Покажите малышу, как вы ставите деталь в отверстие несколько раз, желательно так, чтобы ваша кисть не прикрывала обзор. Действия озвучиваем: «Посмотри, какой цветочек (грибок, зонтик и пр.)! Давай его поставим на полянку?». Далее каждый раз при показе проговариваем инструкцию: «Берём за шляпку и ставим в дырочку».  После этого подвигаем только «гвоздик» и просим ребёнка взять его правильно, проговаривая: «Берём за шляпку…».  Не отчаивайтесь, если у ребёнка не получилось с первого раза взять деталь правильно. От ребёнка это, как кажется на первый взгляд, простое действие требует колоссальных затрат. Но, как пишет нейропсихолог Семенович А.В., без боли онтогенеза не бывает, т.е. без труда не будет развития.

Когда малыш научиться захватывать деталь мозаики, немного приблизите основу к нему. Покажите вновь несколько раз, как нужно поставить деталь в отверстие: «Берём за шляпку и ставим в дырочку».  После этого просим малыша сделать также. На первых порах допустимо направлять руку ребёнка в нужное место, но вскоре, после нескольких попыток, предоставляем самостоятельность ребёнку.

Когда ребёнок научиться ставить деталь на место мы можем класть перед ним от 3- 5 штук, постепенно увеличивая количество.

Важно! Учите малыша убирать за собой фишки после игры в коробку: пусть кладёт их по одной, произнося какое-либо звукоподражание («бух», «оп», «вот»  и т.п.)

Мозаика. Развиваем логику.

Цветные дорожки . Ставим рядом с полем мозаики игрушку (или две игрушки – одну напротив другой). Можно заменить на картинки. Показываем ребёнку, как можно построить дорожку: «Посмотри, обезьянка потеряла свою маму. Давай поможем ей найти маму?» (по мотивам Дж.Дональдсон). После этого сами берем фишки одного цвета и строим дорожку. Вынимаем фишки. Просим малыша построить такую же дорожку  для обезьянки.

Последовательности. «Сейчас мы для наших кукол сделаем красивую гирлянду! Посмотри, как я делаю: красная, жёлтая, красная, жёлтая, красная. Какая теперь?». Просим малыша продолжить ряд. Постепенно усложняем, добавляя комбинации из 3-х и более цветов.

Дождь. Ставим синие детали в мозаику и произносим при нажатии «кап». Таким же образом можно изображать рой ос, ставя жёлтые детали и проговаривая «ой», или все имеющиеся цвета (салют) – «бах».

Первые узоры. Просим малыша выложить «травку» или «море», предложив ему выбрать цвет самостоятельно. «В травке будут расти цветы!». Выкладываем «цветочек» без серединки – малыш заканчивает узор. Каждый раз при показе «цветочка» уменьшаем количество поставленных деталей на одну, добиваясь, чтобы ребёнок самостоятельно мог собрать «цветок».

Лесенка. В левый верхний угол ставим одну деталь. Следующий ряд – две детали, затем три, четыре и т.д. Т.е., учим ребёнка понятию  «ещё один». Такое упражнение готовит к азам математики.

Работа со схемой. Предлагаем после трёх лет изображать узор с опорой на картинку.

С 4-5 лет предлагаем придумывать узоры самостоятельно. Это разовьёт в ребёнке воображение и креативность.

Также мне хотелось бы рассказать и о других полезных мозаиках.

Полезные виды мозаик.

Мозаика болтовая (винтовая) (О Май-шоп)

Смысл мозаики в прикручивании деталей различных форм к основе при помощи болтов пластмассовой отвёрткой. При игре ребёнок совершает вращательные движения, задействуя всю кисть, кроме того необходимо правильно определить сторону вращения для прикручивания и откручивания. Ребёнок работает одномоментно двумя руками: одной держит болтик и деталь, а второй – орудует отвёрткой (либо помогает второй рукой проворачивать инструмент): развиваются межполушарные связи. В некоторых подобных наборах есть схемы для создания картинок. Да и сам малыш с таким обилием деталей может придумать что-то своё, развивая конструктивную деятельность. В общем, для работы мозга – отличная игрушка!

У нас мозаика “Папины дети” от Бондибон пользуется невероятным успехом!

Компания Djeco отличается эталонным качеством и интересным исполнением.

Мозаика Риголо примечательна наличием шаблонов и разной формой некоторых деталей.

Благодаря этой игре родители могут побудить интерес у ребёнка к сбору картинок, который в дальнейшем должен осуществляться без шаблонов, по собственному замыслу.

Аналог подешевле от Бондибон (с тем же принципом):

Мозаика «Сова» или «Рыбка» тренирует наблюдательность, усидчивость и умение работать по образцу:

Аналоги:

Мозаика-головоломка «Рыбка». Очень похожа на Djeco, но в данном варианте нет карточек с заданиями.

Мозаика «Лисичка» (без заданий).

И ещё один вариант, несколько отличающийся по типу заданий:

Чудо-молоток (май-шоп, лабиринт)

Смысл игрушки в пробивании деталей к пробковой доске с помощью молоточка.

А как в мозаику со своими детками играете Вы? Делитесь своими находками в комментариях.

Теги: , ,

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.