Содержание
Адаптация к детскому саду. Как сделать её лёгкой?
Рано или поздно у большинства семей встаёт необходимость определения ребёнка в детский сад. Для малыша это, своего рода, новый этап социального развития – ему оказывается необходимым учиться жить в новом коллективе в среде со своими правилами и укладом. Адаптация к новым условиям у всех детей может проходить по-разному – от лёгкого и комфортного пребывания в группе, до отвержения и отказа появляться на территории детского сада.
От чего зависит степень адаптации?
- От состояния и зрелости нервной системы ребёнка (не зависимо от возраста);
- От уровня привязанности к матери, промежутку времени полного отказа от груди;
- Психологического настроя;
- Коммуникативных навыков ребёнка;
- Уровня сформированности навыков самообслуживания и самоорганизации.
Как видно из вышеприведённого перечня, удачная адаптация в детском саду не всегда зависит от родителей и педагогов. Тем не менее, существуют способы сгладить переход на новый социальный уровень.
Как смягчить адаптацию к детскому саду?
Оптимальное время для поступления в детский сад – начало лета (ребёнку легче переодеваться, комфортная прогулка, меньшее количество респираторных инфекций, легче осваивать ложку и горшок).
В первую очередь, необходимо уточнить режим дня в том детском саду, в который Вы отдаёте своего ребёнка. Как правило, он выглядит примерно так:
7.30 – 8.00 – приём детей.
8.10 – зарядка.
8.30 – завтрак.
9.00 – 10.00 – занятия в группе.
10.00 – перекус.
10.15 – 12.00 – прогулка.
12.30 13.00 – обед.
13.00 – 15.00 – сон.
15.30 – полдник
16.00 – прогулка.
Стоит учитывать, что в каждом детском саду может быть свой режим дня. А в ясельных группах обед и дневной сон могут начинаться на час раньше.
Таким образом, следует домашний режим максимально приблизить к жизни в детском саду (резко это делать ни в коем случае не нужно).
Маршрут прогулки организуйте так, чтобы он пролегал на пути к детскому саду. Обязательно остановитесь у ворот, обратите внимание ребёнка на играющих детей, расскажите, как замечательно детям живётся в детском саду. Не игнорируйте детские игровые площадки, учите малыша знакомиться с другими детьми, делиться игрушками и ни в коем случае не отнимать.
На детской площадке старайтесь предоставить максимальную свободу ребёнку: не водите его всё время за руку – отпускайте, наблюдайте за ним со стороны, пусть даже не долго (постепенно увеличивая время самостоятельной игры на свежем воздухе).
Отдельно следует пересмотреть меню ребёнка , познакомить малыша с теми блюдами, которые он может встретить в детском саду.
Желательно (но не обязательно), чтобы поступая в ясли, малыш владел элементарными навыками самообслуживания . Ребёнка, разумеется, голодным не оставят, но малыш владеющий ложкой, будет чувствовать себя комфортнее сидя за столом с другими детьми. Также рекомендован отказ от подгузников (лучше брать на прогулку сменное бельё).
Не стоит запугивать ребёнка за непослушание чужими людьми или новыми местами (по типу « не будешь слушаться, отдам тёте»). Ребёнок, оставшийся в детском саду, может воспринять эти слова буквально (да и вообще, запугивание – не способ воспитания).
Перед поступлением в детский сад стоит ребёнка познакомить с условиями пребывания в нём: смотрите короткие видео о жизни детского сада, читайте книги .
Лабиринт, Озон
|
Лабиринт |
Лабиринт, Озон
|
Лабиринт, Озон
|
Лабиринт, Озон
|
Лабиринт, Озон
|
В некоторых садах разрешено первые дни ходить на прогулку с мамой . Обязательно спросите об этом у воспитателя. Обычно, первые недели ребёнок посещает не более 2 часов с плавным увеличением времени.
Оставляя ребёнка в группе, не забудьте с ним попрощаться , пообещав вскоре вернуться за ним. Сбегать незаметно не стоит – так вы только сможете вызвать недоверие и предательство в глазах ребёнка, а ещё хуже – испуг (мама бросила). Хорошо, если вы придумаете какой-нибудь ритуал прощания – например, поцеловать малыша в щёчку, помахать рукой в окошко, или поправить воротничок.
В день, когда Вам предложат отлучиться, ни в коем случае не показывайтесь на глаза ребёнку: не надо стоять за калиткой – это скорее затруднит его адаптацию (конечно же, ребёнок будет тянуться к маме), нежели поможет ситуации. Лучше оставьте, с разрешения воспитателя, его любимую игрушку или вещицу. Далеко уходить не стоит – посидите в группе или оставьте номер телефона воспитателю.
Постарайтесь заблаговременно отучить ребёнка от пустышки, бутылочки или груди , иначе стресс отлучения может наслоиться на стресс смены обстановки, что сможет неблагоприятно сказаться на нервной системе ребёнка.
Не торопитесь оставлять сразу ребёнка на целый день . Плавность перехода – залог успешной адаптации.
Не забудьте предупредить воспитателя о привычках и особенностях ребёнка , расскажите, во что он любит играть, как выражает просьбы, как засыпает и какие его пищевые потребности (аллергия, плохое усвоение определённого продукта).
Проходя медицинский осмотр перед детским садом, проконсультируйтесь с неврологом. Возможно вашему ребёнку потребуется мягкий седативный сироп или витамины.
Пожалуй, одним из ключевых критериев является настрой родителей на детский сад . Говорите о садике всегда позитивно, но не приукрашивайте. Ни в коем случае не осуждайте воспитателей и систему сада при ребёнке. И самое главное, не волнуйтесь сами – дети тонко чувствуют наше с вами эмоциональное состояние.
И пусть Вам и Вашему малышу будет хорошо!
С уважением, Оксана Иващенко.
Возможно, Вам будет интересно:
Оставить комментарий
Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.