Вы находитесь здесь: Главная > Методики раннего развития > Методика Гленна Домана. Гениальная или опасная?
Post Icon

Методика Гленна Домана. Гениальная или опасная?

Трудно найти более обсуждаемую, вызывающую пылкие споры, методику раннего развития, чем методика Гленна Домана. Что кроется за данным методом развития детей: рекламная акция или удивительное открытие, позволяющее сделать будущее поколение гениальным? Ответ Вы найдёте в этой статье.

 

Кто же такой Гленн Доман – новатор или шарлатан?

 

А всё началось в сороковые годы, когда молодой врач-нейрофизиолог – Г.Доман после окончания войны приступил к работе по реабилитации детей с тяжёлыми поражениями головного мозга и нервной системы. Отдавая себя полностью работе, Г.Доман основал Институт Развития Человеческого Потенциала, где со своими коллегами разработали целую методику по работе с детьми, имеющие подобные нарушения. Доман помогал детям фокусировать взгляд (для этого он использовал карточки с красными точками, словами, картинками), затем подключились и физические упражнения в форме копирования: детям предлагалось повторить за взрослым то или иное движение. Нейрофизиолог в своих трудах часто обращал внимание на то, что мозг развивается только тогда, когда он работает, а физическая деятельность и мозговая активность неразрывно связаны между собой. Позже Г.Доман сделал заявление о том, что мозг ребёнка первых трёх лет жизни запрограммирован на обучение, после чего рекомендовал использовать методику для занятий с младенцами.

Методика Гленна Домана. Основные направления занятий.

Методика Домана базируется на следующих базовых направлениях: физическое развитие, обучение чтению, получение энциклопедических знаний, обучение математике.

 

 

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПО ДОМАНУ

Динамическая гимнастика Домана.

 

В методике большое место отдаётся физическому развитию новорожденных. Доман рекомендовал заниматься с детьми, начиная с первых дней их жизни. Многие родители, и сами того не подозревая, занимаются со своими детьми гимнастикой по Доману (используют некоторые приёмы). Ниже приведён комплекс упражнений по возрастам.

Комплекс № 1 (с рождения до трёх месяцев)

Для обучения ползанию новорожденным в Институте Г.Домана используют специальные треки. Выглядят они примерно так:

Ребёнок выкладывается на живот, взрослый стимулирует движения малыша, подставляя ладонь к его стопам. Так, задействуя рефлекс отталкивания, родитель активирует физическую деятельность младенца.

 

А можно ли обойтись без трека? Многие специалисты всё же рекомендуют выкладывание ребёнка первых месяцев (дозировано по времени!) на живот в целях тренировки мышц спины и шеи. Для этого можно использовать ЛЮБУЮ ровную поверхность: пеленальный стол, диван, кровать и др.

Все остальные упражнения методики Домана рекомендуется выполнять около 10 минут в день (15-45 секунд на одно упражнение).

 

 

 

  • Ребёнка берём на руки, бережно поддерживая головку, и, аккуратно и плавно носим его по кругу, совершая движения вверх-вниз, вперёд и в стороны.

 

  • Вкладываем свои указательные пальцы в ручки малыша. Он непременно цепко за них возьмётся.
  • Взрослый лежит на спине, ребёнок – у него на животе. Взрослый приподнимает малыша так, чтобы малыш смотрел вам в лицо. Покачайте ребёнка из стороны – в сторону.

 

  • Покачайтесь с ребёнком в кресле качалке или на фитболе.
  • Ребёнок лежит на подушке. Взрослый приподнимает то один край подушки, то другой, чтобы ребёнок скатывался на противоположную сторону.

 

  • Поднимите ребёнка на подушке и покачайте из стороны в сторону.
  • Положите ребёнка на подушку и аккуратно двигайте её по кругу.
  • Положите ребёнка себе на плечо и плавно покружитесь.
  • Аккуратно перекатывайте тело малыша то влево, то вправо, вложив в его ручку ваш указательный палец.

 

Комплекс № 2 (от 4 до 7 месяцев).

  • Положите ребёнка себе на плечо и покружитесь на месте. Меняйте положение ребёнка: кладите его на живот, на правый или левый бок.

 

  • Один взрослый берёт ребёнка за запястья, второй за лодыжки, совершая плавные покачивания.
  • Взрослый берёт ребёнка за запястье и лодыжку только с одной стороны тела и аккуратно покачивает малыша.
  • Взрослый берёт ребёнка за запястье и лодыжку и начинает осторожно вращать по часовой стрелке.
  • Взрослый берёт ребёнка за запястья и вращает его на прямых руках.
  • Взрослый берёт ребёнка под мышки и осторожно подбрасывает вверх.
  • Взрослый берёт ребёнка за лодыжки. Малыш находится в положении «лицом к взрослому». Родитель совершает плавные покачивания ребёнка. Опускать ребёнка нужно исключительно на спину.
  • Родитель вкладывает свои указательные пальцы в ручки малыша и осторожно приподнимает над поверхностью.

Комплекс № 3 (от 8 до 12 месяцев).

  • Ползание ребёнка – не менее 4 часов в сутки.
  • Покачивание ребёнка в разных плоскостях (см. комплекс № 2).
  • Подъём ребёнка на указательных пальцах рук либо при помощи штыря над поверхностью.

Комплекс № 4 (с года).

  • Ходьба ребёнка и её стимулирование. Взрослый устраивает с малышом забег «на перегонки».
  • Передвижение с помощью перехватов и висение на перекладине.
  • Покачивание ребёнка в разных плоскостях (см. комплекс № 2).

 

Разумеется, вышеприведённый комплекс делается аккуратно и без фанатизма, с учётом  индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Поскольку, при неумелом использовании данной гимнастики можно лишь навредить малышу.

 

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПО ДОМАНУ

 

Прежде всего, методика Домана известна ранним обучением детей чтению.

Чтение по Доману

Согласно методике, младенцу необходимо ежедневно показывать карточки, размером 50 на 10 см. со словами, написанными красными буквами (красный цвет, по мнению Домана, активизирует работу мозга). Слова необходимо громко и чётко произносить. Сначала это существительные (3 раза в день по 15 слов). Затем, постепенно, добавляются новые слова, вытесняя другие. Кроме того, знакомые карточки располагаются в помещении, обозначая названия предметов.

Конечно, первое время, чтением это назвать трудно. Скорее, запоминанием образов слов. Дело в том, что чтение и письмо в русском языке звукобуквенное. И правила в русском языке основываются часто на звуковом анализе и синтезе. Пишем «собИрать», но «собЕрёшь», «беЗзаботный», но «беСстрашный» и т.д. Совсем другое дело – английский язык (на котором, собственно, и говорил сам Доман). Там по-другому никак: хочешь -не хочешь, а образ слова запомнить нужно, поскольку произношение и написание часто не совпадает.

В российских детских садах уже много лет используется эта методика по обучению чтению. Только не в простых садах, а в коррекционных – для малышей с тяжёлыми нарушениями слуха. У этих детей нет (или снижена функция)  того самого звукобуквенного анализа, поэтому для них эта методика подходит как нельзя кстати.

Некоторые родители отмечают, что при изменении наклона, написания букв – слово может стать неузнаваемым для крохи.

Тем не менее, многие русскоязычные семьи, занимающиеся систематически и регулярно со своими детьми по данной методике, во многом довольны результатом. По их словам, в какой-то момент происходит некое волшебство – их малыши начинают распознавать в книгах незнакомые им слова, читать целые тексты.

Кроме того, для детей первых месяцев жизни важен эмоциональный диалог со взрослым. Младенцы просто обожают следить за артикуляцией взрослого человека. Что, в общем-то, и происходит при произнесении взрослым, показывающим карточку, слов.

 

 

Бит интеллекта

 

Институт Домана уверяет, что таким способом можно дать ребёнку первых лет жизни энциклопедические знания. Для этого необходимо ежедневно в быстром темпе демонстрировать ребёнку карточки с предметами (объектами), называя их. Время показа одной карточки – 1-2 секунды (а не вредно ли мелькание картинок для детских глазок?). Позже сведения о карточке дополняются энциклопедическими сведениями. Начинают с 5 карточек 3 раза в день. Затем знакомая карточка убирается, добавляется новая карточка. В чём то этот метод развития фотографической памяти сходен с методикой Шичиды.

Требования к карточкам: белый фон, реалистичные изображения.

Удивительно, но чаще под карточками Домана в нашей стране подразумеваются карточки с подписями (красным цветом). При этом сам Доман рекомендовал показывать или картинку, или слово, так как, по его мнению, одно отвлекает от другого.

О карточках Домана читайте тут (можно скачать или приобрести готовые комплекты).

Но всё же карточки не дают полного восприятия об объекте. Одно дело – увидеть апельсин на картинке (оранжевое пятно на белом фоне), другое – потрогать его, ощутить аромат, почувствовать текстуру, съесть, в конце концов. То же касается и размерности: всё выглядит одинаково – что слон, что муха. Всё же карточки лучше использовать для закрепления знаний о предмете, или для игр.

Пи этом стоить оговорить и плюсы “Бита интеллекта” – у ребёнка пополняется словарный запас, тренируется мгновенная память.

 

 

Математика

Для обучения счёту Доман рекомендовал показывать карточки с красными точками. Количество точек от 1 до бесконечности. Специалисты Института Домана уверены, что малыш способен различать карточки с различным количеством точек. Второй этап обучения математике – показ примеров с использованием точек.

 

 

А что вы думаете о методике Домана? Поделитесь своим мнением в комментариях!

 

Карточки Домана по теме “Индия” включены в авторский тематический комплект “Таинственная Индия“.

Методика М. Шичида

Методика С.Лупан

Методика М.Монтессори

 

 

Теги: , ,

2 комментария к записи “Методика Гленна Домана. Гениальная или опасная?”

  1. Williamhal :

    слишком мило)))

    —-
    УЗИ Плода 4D | /yzi4d.ru/

    Войдите, чтобы ответить
  2. Людмила :

    О методике узнала случайно больше 20 лет назад, когда родилась старшая дочь. Методика очень проста в освоении, и дает очень эффективные результаты. С дочкой я тогда занималась только обучению чтению, красным маркером писала слова на тетрадных листочках, заниматься начали в годик. Раз 5 в день я показывала ей набор из пяти слов в течении нескольких секунд, каждый день менялось одно слово, перед каждым показом слова перемешивались. Как видите, это занимает ну очень мало времени. В 3 года она уже очень хорошо читала детские книжки. Дочь сама научилась писать, в 4 года выводила первые каракули. Была абсолютная грамотность. В школу пошла в 6 лет, скорость чтения в первом классе была 123 слова в минуту в первой четверти! И вообще учиться ей было легко.
    Сейчас у меня подрастает младший сын. Ему 6 лет. К сожалению, родился он с большим букетом проблем со здоровьем. Методика Гленна Домана для меня уже была не прихотью, а необходимостью. Целый платяной шкаф у меня с развивающим аналогичным материалом. Благо уже есть компьютер, интернет и принтер!))) Несмотря на наши диагнозы сын тоже в три года уже хорошо читал, причем с полным осознанием текста. Благодаря многочисленным наборам карточек на разные темы также в три года сын знал все цвета, геометрические фигуры, животных и т.д. Неверно написано про мелькание перед глазами. Все таки советую начинать заниматься в год, а не раньше. Показ карточек происходит всего несколько секунд. Всего 5 карточек по каждой теме. Всего 5-6- раз за день. Причем необязательно крутить одну тему. У нас были примерно такие занятия: 5 карточек со словами, потом пощекотались-поигрались, потом 5 карточек с домашними животными, пощекотались-поигрались, похвалили. В следующее занятие оставляла слова, а вместо животных – цвета, например, ну и так далее. Малыши очень любят такие занятия. Сейчас мы активно продолжаем заниматься развитием. Вот только что распечатала Вашу игру в супермаркет, спасибо, попробуем. Уйма разного материала дома. Но больше всего сыну до сих пор нравятся именно карточки Домана. Сейчас уже занятия у нас по другому составлены, это уже подача именно энциклопедических знаний, ведь на обороте каждой карточки очень подробно изложена информация. Перед сном берем 3-4 карточки и рассматриваем их, я читаю текст на обороте, мы обсуждаем, добавляю к рассказу что-нибудь от себя, сын мне читает загадку с оборота этой карточки. Вообщем довольно увлекательно. Рекомендую.

    Войдите, чтобы ответить

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.